Тренд: постмодернизм и мода — от Казимира Малевича до Джиджи Хадид

0


Тренд: постмодернизм и мода — от Казимира Малевича до Джиджи Хадид

Весенне-летний сезон 2017 года подарил нам немало трендов. Какие-то нравились, от каких-то мы недоумевали, другие заберем в следующий год, а некоторые с радостью забудем с первыми желтыми листьями. Но если и есть что-то непреходящее в моде – так это ее союз с искусством. Особенно с современным.Казалось бы, как вообще связаны между собой Казимир Малевич и Джиджи Хадид? И есть ли эта связь вообще? Отвечаем: есть. И рассказываем какая!

1 Абстракционизм

Абстрактное искусство живет не только работами Кандинского и Малевича — не менее гениальным был и нидерландец Пит Мондриан. Его композиции, составленные из цветных блоков — чистейшее воплощение абстракции в искусстве. Впрочем, его искусство кажется простым только сначала: приглядевшись, опытные зрители заметят сложный баланс, гармонию, даже энергию в его картинах!

Василий Кандинский, Композиция VIII, 1923 год

Василий Кандинский, Композиция VIII, 1923 год

Композиция II с красным, синим и желтым, 1930 год

Пит Мондриан, Композиция II с красным, синим и желтым, 1930 год

Влияние Мондриана в мире искусства сложно переоценить — кажется вполне естественным, что ряд архитектурных, промышленно-дизайнерских и, конечно, модных изобретений — цитаты.

Первым это сделал Ив Сен-Лоран в 1965 году. Его коллекция «Трапеция» — исключительный случай, когда оммаж становится чуть ли не более известным, чем первоисточник. Затем была коллекция Moschino в 1990 году — творческое переосмысление в духе бунтаря от моды Франко Москино.

Коллекция "Трапеция", 1965 год

Коллекция «Трапеция», 1965 год

Коллекция Moschino, 1990 год

Коллекция Moschino, 1990 год

В 2015 году коллекцию в цветах художника выпустил парижский модный Дом Balmain, а в феврале 2017 года творческий тандем Джиджи Хадид и Томми Хильфигера представил свою совместную коллекцию, не узнать в которой неопластицизм Мондриана тоже не получится.

Balmain

Balmain

Белла и Джиджи Хадид

Елена Лядова и Владимир Вдовиченков

Хейли Стейнфилд

2 Поп-арт

Поп-арт возник как реакция на абстрактный экспрессионизм. Ключевой образ, который художники в этом стиле эксплуатируют уже больше 60 лет, — образ homo consumens, человека потребляющего. Их творчество — не безобидные яркие коллажи, а манифест новой общественной формации, в которой неограниченное потребление признается высшим благом.

Естественно, что для революции в целом искусстве требовалась революция в конкретной его форме. Всем известный Энди Уорхол (который, кстати, никакой не Энди, а Анджей Ворхола) при создании своей знаменитой картины с Мэрилин Монро пользовался трафаретной печатью: так началась индустриализация в довольно долго остававшейся консервативной сфере человеческой деятельности, как искусство.

Диптрих Мэрилин, 1962 год

Диптрих Мэрилин, 1962 год

Но говоря об этом стиле, было бы нечестно вспоминать одного Уорхола. Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс — все они по праву считаются отцами-создателями нового визуального кода, имя которому — поп-арт.

Отсылки к их творчеству в моде сплошь и рядом: что в капсульных коллекциях, что в основных. Портреты людей, выполненные в технике популярного искусства, комиксы, броские несложные надписи, в которых встретить слово длиннее, чем в два слога, нужно постараться — все это и есть поп-арт.

В этом сезоне главными по нему были назначены Оливия Ле-Тан с незатейливыми аппликациями и Louis Vuitton со своей коллаборацией с брендом Supreme. Да, стараниями наших звездвсе от нее уже на стенку лезут — но речь сейчас не об этом. Мощь короткого названия Supreme и броский логотип марки и ясный визуальный код — если бы Уорхол дожил до появления этого уличного скейтерского бренда, вне всяких сомнений, он был бы их главным поклонником, снялся бы в рекламной кампании у Терри Ричардсона и вмиг стал бы главной иконой стиля у молодежи 90-х и нулевых годов.

Olympia Le-Tan, весна-лето 2017

Olympia Le-Tan, весна-лето 2017

Supreme x Louis Vuitton, 2017 год

Supreme x Louis Vuitton, 2017 год

Кьра Ферраньи с бойфрендом

Виктория Бекхэм

3 Минимал-арт

В противовес пестрому до боли в глазах поп-арту есть минимал-арт, «ничего лишнего». Даже идеи Мондриана (куда проще?) кажутся художникам 60-х годов Нью-Йорка сложными и перегруженными лишними смыслами. Так появился и минимализм в искусстве — торжество геометрии и цвета. Просто геометрии и просто цвета — без дополнительных изысканий и философских рассуждений.

Интересно, что главный современный модный пропагандист минимализма Раф Симонс трудится в Америке. Дизайнер проделал долгий путь, но всегда оставался верен своему собственному стилю — минимализму. Чуть суховатому, может быть излишне рафинированному (за что его, собственно, и критиковали в Dior), но от этого совсем нескучному. Убедитесь в этом сами: A$AP Rocky даже посвятил Симонсу песню. Называется она просто: Raf.

Раф Симонс

Раф Симонс

A$AP Rocky

A$AP Rocky

4 Конструктивизм

Конструктивизм — изобретение советского строя. Его идеологами были Владимир Татлин с несуществующей башней и человек-оркестр Александр Родченко. Основными тезисами конструктивистов были строгость линии и монолитность композиции, хотя иногда само понятие «конструктивизм» объединяло под собой все революционные процессы в искусстве СССР 20-х годов. Сменился общественный строй, а перед партией встал вопрос поиска новых культурных кодов.

Башня Татлина, 1920 год

Башня Татлина, 1920 год

Диск и крышка, 1919 год

Диск и крышка, 1919 год

За конструктивизм в моде тех времен отвечали Варвара Степанова и Любовь Попова. Перед ними стояла ответственная задача — предложить пролетариату новую одежду. Такую, которая была бы в духе времени и отвечала бы всем его запросам. Основным правилом при работе стала максимальная утилитарность: искусство ради одежды, не наоборот. На волне увлечения всем миром прямыми линиями и изучением взаимодействия геометрических форм, ее дуэт с Поповой предложил совершенные с точки зрения композиции и ритма геометрические принты, составленные из самых простых фигур.

Варвара Степанова и Любовь Попова

Варвара Степанова и Любовь Попова

Авторский принт

Авторский принт

Авторский принт

Их дело живет и сейчас стараниями, например, Демны Гвасалии. В западных источниках есть два самых часто употребляемых слова, используемых критиками при описании его творений для Balenciaga — скульптурность и монолитность композиции (естественно, такой вывод мы сделали, оставив за скобками фразу «маргинальный шик»). Строгие формы, выверенные до миллиметра пропорции — мы об этом. Отголоски идеальных принтов тандема Степановой-Поповой можно услышать в коллекциях многих других дизайнеров: как наших, так и забугорных.

Balenciaga, весна-лето 2017

Balenciaga, весна-лето 2017

Calvin Klein, весна-лето 2017

Calvin Klein, весна-лето 2017

Issey Miyake, весна-лето 2017

Issey Miyake, весна-лето 2017

Эпоха конструктивизма — не только Татлин, Родченко, Степанова и Попова. Это и Эль Лисицкий, знаменитый своими супрематическими агитплакатами.

Эль Лисицкий, 1920 год

Эль Лисицкий, 1920 год

С этой эстетикой работал Гоша Рубчинский, — без сомнений один из самых обсуждаемых современных дизайнеров. Его ранние коллекции буквально повторяли шрифты советских плакатов (не говоря уже о сочетаниях цветов).

Ксения Собчак

Ксения Собчак

5 Арте повера

Говоря о маргинальном шике, мы развиваем тему уже совсем другого направления в искусстве — арте повера. В буквальном перевод с итальянского арте повера — искусство бедных, а самая знаменитая скульптура этого направления — «Венера тряпичная», знаменитая древнеримская богиня рядом с обычной горой тряпья.

Венера тряпичная, автор — Микеланджело Пистолетто, 1967 год

Венера тряпичная, автор — Микеланджело Пистолетто, 1967 год

«Бедное» искусство в моде сейчас самый что ни на есть авангард. Все тот же Гвасалия показывает это в собственном бренде Vetements, а Гальяно — в Maison Margiela,которым он руководит уже два года. Многослойность, эклектичность, деконструкция с эффектом «там зажевало, а там само оторвалось» — все это и есть воплощение арте повера в искусстве моды.

Maison Margiela Couture осень-зима 2017-18

Maison Margiela Couture осень-зима 2017-18

Vetements, весна-лето 2017

Vetements, весна-лето 2017

Мирослава Дума

Демна Гвасалия

Источник

Живём и радуемся!!!

Оставить комментарий